?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Практическая инструкция: что делать после покупки некачественного товара (часть 1) - Записки русского путешественника

Jun. 25th, 2015 08:09 pm Практическая инструкция: что делать после покупки некачественного товара (часть 1)

Я уже рассказывал про то, как вернуть или обменять товар надлежащего качества (в том числе купленный по интернету). Но, думаю, куда чаще люди сталкиваются с необходимостью вернуть продавцу или обменять товар, с которым что-то не в порядке.

Хотя в законе РФ «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) информация дана всего в нескольких статьях – в 4-й и с 18-й по 24-ю – неподготовленному человеку понять их сложно. Происходит это из-за того, что права потребителя меняются в зависимости от типа товара (обычный или технически сложный), разновидности недостатка (простой или существенный), срока, прошедшего с момента покупки, наличия гарантии и ряда других факторов, в том числе готовности продавца идти навстречу и его желании соблюдать закон.

Я постараюсь для начала разъяснить наиболее важные общие моменты, а потом уже дам примерный алгоритм ваших действий.

Внимание! Для удобства восприятия я в всей статье использую слово «продавец», которое обозначает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, продавших вам товар. Однако ряд требований вы можете предъявить и другим лицам, например, изготовителю этого товара или импортёру. Подробнее об этом читайте раздел «К кому обращаться с претензией».

Что нужно иметь в виду при покупке товара

Наиболее важная для нас статья закона РФ «О защите прав потребителей» - четвёртая. Она говорит следующее:

«Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец … обязан передать потребителю товар … качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара … продавец … обязан передать потребителю товар … соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар … такого рода обычно используется.
3. Если продавец … при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара … продавец … обязан передать потребителю товар пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару … продавец … обязан передать потребителю товар … соответствующий этим требованиям».


Тут надо пояснить, что при покупке товара вы либо заключаете договор в письменном виде (например, так делают при покупке автомобиля), где указаны основные характеристики товара, либо вам просто выдают товар (если необходимо – с соответствующими документами) и кассовый чек. Если вам нужен товар для какой-то специфической цели либо товар, имеющий какие-то специальные функции, тогда - как и в случае с покупкой автомобиля - вам стоит настоять на заключении договора и всё это в нём прописать.

Впрочем, такая ситуация происходит крайне редко – обычно все необходимые цели или функции товара либо прописаны в сопутствующей документации или договоре, либо подразумеваются сами собой.

Что такое товар ненадлежащего качества

Итак, в купленном товаре обнаруживаются какие-то скрытые недостатки, или какая-то из его функций перестаёт работать, или он не подходит для той цели, для которой предназначен – всё это подходит под понятие «товара ненадлежащего качества».

Существует много разных недостатков, перечислять их смысла нет. Но есть всего два критерия, которые позволят понять, будет ли продавец отвечать за недостаток:

а) недостаток возник из-за обстоятельств, за которые отвечает продавец или изготовитель

б) вы можете это как-то доказать

Пункт «а» очевиден и понятен – если недостаток возник по вашей вине или по вине третьих лиц, то предъявлять претензии бессмысленно. То бишь если вы сломали купленный вами товар или это сделал какой-то знакомый или незнакомый вам человек или это произошло под действием непреодолимой силы (дождь, пожар, ураган, цунами, ядерный взрыв), то продавец и изготовитель, разумеется, ни в чём не виноваты.

Пункт «б» тоже крайне важен. Он означает, что условие из пункта «а» имеет значение лишь постольку, поскольку есть возможность его доказать. Классическая история – сломавшийся экран у электронной книги. В среде любителей этих устройств даже возник термин «непорочное поломка экрана» – когда экран ломается самопроизвольно, безо всякого механического воздействия на него. К сожалению, даже если экран был очень хрупким, доказать этот факт не представляется возможным.

В общем, при обнаружении в товаре недостатка прежде всего нужно ответить себе на вопрос – возник ли этот недостаток по вине продавца или изготовителя? Если да, очевидно ли это? И если не очевидно, можно ли это доказать?

Если вы даёте на эти вопросы положительный ответ, тогда идём дальше.

Что можно требовать у продавца

Итак, по общим правилам, если вы обнаружили недостатки в купленном товаре, то согласно ч. 1 ст. 18 ЗоЗПП можете потребовать от продавца:

а) заменить купленный товар на другой товар той же модели;
б) заменить купленный товар на товар другой модели с перерасчётом цены;
в) соразмерно уменьшить цену купленного товара;
г) безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление;
д) возвратить уплаченную за товар сумму (в этом случае по требованию продавца вы должны вернуть ему товар)

Учтите, что выбор предоставлен именно вам, а не продавцу. Ему, как правило, удобнее не возвращать вам деньги, а, например, уменьшить цену на товар или поменять его на другой. Поэтому в заявлении продавцу не нужно перечислять все эти требования и просить, чтобы он выполнил одно из них, – тогда он выберет самый выгодный для себя вариант и будет совершенно прав. Лучше просто сообщите, что вам нужно: например, «хочу возвратить уплаченную за товар сумму».

Естественно, в большинстве случаев вам выгоднее всего вернуть деньги обратно (вариант "д"). Однако может быть и другая ситуация. Например, иногда товар с момента покупки успел сильно подорожать – так было в России зимой 2014-2015 гг., когда вся иностранная техника из-за падения курса рубля сильно выросла в цене. В этом случае вам, вероятно, будет выгоднее использовать вариант «б» и попросить продавца заменить купленный товар на другой товар той же модели.

Также отметим, что ко второй части варианта «г» («возместить расходы на их исправление») нужно относиться с осторожностью. Не пытайтесь без особой необходимости чинить товар самостоятельно, иначе потом будет сложно доказать причины недостатка и стоимость его устранения. Делать это можно только тогда, когда нет никаких других вариантов. Пример – вы поехали в путешествие на новом автомобиле и где-то в другом городе в нём возникли неполадки, из-за которых он не может двигаться. Естественно, придётся починить его на месте, чтобы добраться домой. Но в автосервисе возьмите все необходимые документы, подтверждающие возникшие неполадки, способы и стоимость их устранения. И уже с этими документами предъявляйте потом претензии продавцу.

К кому обращаться с претензией

Продавец, конечно, не виноват, что товар, который ему поставили, имеет недостатки. Но эта норма сделана для удобства потребителя – чтобы он обращался туда, куда ему удобнее всего. А уж потом продавец, если вы отсудите у него деньги, сможет предъявить претензии к поставщику. Но это уже не должно вас касаться.

Однако не только продавец может ответить на ваши претензии. С некоторыми из требований вы можете обратиться и к другим лицам. Так, если вы хотите заменить купленный вами товар на новый товар той же марки (вариант «а»), устранить недостатки товара (вариант «г») или вернуть товар и получить за него деньги обратно (вариант «д»), то можно обратиться напрямую к изготовителю, уполномоченной организации или импортёру (ч. 3 ст. 18 ЗоЗПП).

Например, если вы обнаружили недостаток в работе электрочайника, то можете идти с ним не только в магазин, где вы его купили, но и напрямую к изготовителю (фирме, которая его произвела – если это российская фирма) или уполномоченной организации (представителю иностранной фирмы-производителя в России) или импортёру (компании, ввозящей эти электрочайники в России). Единственное ограничение – они могут лишь исправить недостаток товара, заменить его на новый или вернуть за него деньги, но не смогут заменить вам товар на какой-то другой или соразмерно уменьшить цену. А в остальном процедура взаимодействия с ними та же, что и с продавцом – нужно писать те же заявления и предъявлять требования в те же сроки.

Иногда названия и контакты этих организаций указаны на этикетке или в технической документации, приложенной к товару. Иногда их можно поискать в интернете.

Особенно актуально это будет, если магазина, где вы купили товар, больше не существует, или если магазин уклоняется от обязанности по проверке товара.

Бывает, что продавец перенаправляет потребителя в так называемый "сервисный центр" (как правило, это подразделение изготовителя, уполномоченной организации или импортёра), утверждая, что сам он ни за что не отвечает. Это не так - продавец несёт ответственность за качество товара и сам обязан принять его на проверку. А уж направит ли он его потом в сервисный центр или нет - это вас опять-таки не должно волновать. Ведь вы обращаетесь к продавцу и именно продавец сам должен дать ответ, удовлетворит он ваши требования или нет. Но вы, конечно, можете сами пойти в этот сервисный центр и предъявить свои требования импортёру или изготовителю товара.

Я бы рекомендовал идти в ту организацию, которая крупнее и богаче, поскольку в случае выигрыша дела в суде будет легче взыскать с неё деньги – крупная компания не будет прятать от вас деньги и закрывать расчётные счета, как это иногда происходит с мелкими организациями.

Скажем, если вы купили в магазине IKEA или «АШАН» стул производства какого-нибудь маленькой фирмы, то лучше обращаться с претензией в IKEA или «АШАН». А если вы купили в небольшом интернет-магазине планшетный компьютер Samsung или Acer, то лучше обращаться с претензией в представительство Samsung или Acer в России.

Что такое гарантия и когда можно предъявлять требований продавцу

Все перечисленные требования (от «а» до «д») по общим правилам вы можете предъявить продавцу в течение двух лет. Многие считают, что после истечения гарантийного срока они теряют все права на претензии. Однако это не так – претензии на качество товара можно предъявлять в любое время до истечения двух лет. Разница состоит только в одном момента.

Во время действия гарантийного срока продавец – если он не согласен с тем, что недостаток товара возник до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента – сам обязан провести проверку и оплатить экспертизу товара (ч. 1 ст. 19, ч. 5 ст. 18 ЗоЗПП). Учтите, что если экспертиза докажет его правоту, вы будете обязаны оплатить её (ч. 5 ст. 18 ЗоЗПП). А если гарантийный срок уже истёк, то продавец нанимать эксперта не обязан, однако вы можете справиться сами: достаточно пойти в экспертную организацию, принести туда товар и заказать экспертизу о причинах недостатка товара (ч. 5 ст. 19 ЗоЗПП). И потом уже с экспертным заключением, доказывающим вашу правоту, предъявляйте продавцу все те же претензии и выдвигайте одно из требований «а»-«д». Неудобство состоит лишь в том, что вам, возможно, нужно будет выложить определённую сумму за экспертизу. Однако если она докажет вашу правоту, вы сможете потом взыскать эту сумму с продавца.

То есть, если выражаться совсем просто: до истечения гарантийного срока продавец обязан доказать, что вы виноваты в наличии недостатка, а после – вы обязаны доказать, что вы, напротив, не виноваты в этом. Вот и вся разница. В обоих случаях процесс доказывания заключается лишь в необходимости отнести товар в экспертную организацию и заплатить за экспертизу. И, наконец, в обоих случаях тот, кто окажется неправым, должен будет в итоге оплатить стоимость экспертизы.

При этом до экспертизы дело часто не доходит, а всё решается на более ранних этапах.

Что же касается тех товаров, на которые гарантийный срок не установлен, то там всё просто: претензии можно предъявлять в разумный срок в течение двух лет (ч. 1 ст. 19 ЗоЗПП). При этом именно вы в любом случае обязаны доказывать свою правоту и оплачивать экспертизу товара (ч. 6 ст. 18 ЗоЗПП).

Из правила о двух годах есть одно приятное для потребителя исключение. Если продавец настолько уверен в качестве товара, что установил гарантийный срок более чем на два года, то вы можете предъявлять претензии по качеству вплоть до истечения этого срока (ч. 1 ст. 19, ч. 5 ст. 18 ЗоЗПП).

Немного по-другому обстоит дело, если речь идёт о технически сложном товаре (см. ниже «Что такое технически сложные товары»). Первые 15 дней у вас будут все те же права, что указаны выше, но после этого вы не сможете потребовать у продавца варианты «а», «б» и «д» (при том, что остальные варианты по-прежнему останутся в силе) (ч. 1 ст. 18 ЗоЗПП). Потребовать исполнения вариантов «а», «б» и «д» по прошествии 15 дней можно будет только в нескольких случаях, из которых наиболее важны два: «если у товара есть существенный недостаток» (см. ниже «Что такое существенные недостатки товара») или «если продавец нарушил сроки устранения недостатков товара» (см. ниже «Сроки удовлетворения требований») (ч. 1 ст. 18 ЗоЗПП).

Если же прошли и два года, и срок гарантии, но не прошёл срок службы товара (когда он установлен) или не прошло десять лет (когда срок службы не установлен), то вы можете предъявить изготовителю претензии, если выявили существенные недостатки товара (см. ниже «Что такое существенные недостатки товара») (ч. 6 ст. 19 ЗоЗПП). Правда, в этом случае число вариантов требований сокращается до одного: вы можете потребовать от продавца только безвозмездного устранения недостатков (вариант «г») и только если докажете, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В этом случае вам нужно будет опять же обратиться к независимому эксперту.

Что такое срок службы, срок годности и гарантийный срок

Некоторые люди путают понятия «срок службы», «гарантийный срок» и «срок годности», поэтому стоит сказать пару слов о них.

Гарантийный срок – это период, в течение которого продавец должен удовлетворить требования потребителя, связанные с недостатками товара, если не докажет, что недостатки возникли уже после передачи товара покупателю (ч. 6 ст. 5 ЗоЗПП). Однако, как я уже сказал, отвечать он должен в любом случае – просто по истечении гарантийного срока необходимость доказывать свою правоту переходит от продавца к покупателю.

Срок службы – это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки (ч. 1 ст. 5 ЗоЗПП). Подчеркну – именно за существенные, а не за все. Срок службы больше гарантийного срока. Установление срока службы – тоже право изготовителя, кроме тех случаев, когда установление такого срока считается обязательным. Обязательные случаи перечислены в «Перечне товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы», утвержденном постановлением правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720.

Срок годности – период, по истечении которого считаются непригодными для использования продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (ч. 2 ст. 5 ЗоЗПП). Изготовитель обязан установить срок годности на такие товары.

Таким образом, у товара могут быть одновременно и гарантийный срок, и срок службы, а может быть что-то одно, а может не быть ни того, ни другого. А у ряда товаров (продукты питания, лекарства, парфюмерия и т. д.) должен быть только срок годности, а вот гарантийный срок и срок службы на эти товары не устанавливается.

Как сделать экспертизу

Экспертное заключение – важнейший аргумент в споре по поводу некачественного товара. Иногда в нём нет нужды, когда при проверке товара продавец установит и признает, что недостатки возникли не по вашей вине. Но часто возникают разногласия – продавец говорит, что недостаток возник по одним причинам, а покупатель – по другим. Единственное, что может помочь – проведение экспертизы.

Хорошее заключение иногда помогает потребителю решить проблему ещё до суда, а плохое – губит всё дело. Поэтому особенно важно выбрать хорошую экспертизу.

В любом крупном городе России работают разного рода экспертные организации, чья задача – осуществлять проверку товаров и услуг, выяснять причины их недостатков, оценивать размер ущерба и много чего ещё. Они легко находятся в поисковых системах по запросам «экспертная организация в …[название города]…», «экспертная компания в …[название города]…», «независимая экспертиза в …[название города]…» и т. д.

Понять, что экспертная организация хорошая, можно по ряду признаков. Можно, например, проверить её название и реквизиты на сайте ЕГРЮЛ egrul.nalog.ru и посмотреть, как давно она создана. Если недавно – есть повод насторожиться. Но главный способ проверки – зайдите на сайт базы судебных решений gcourts.ru, вбейте название организации в поиске и отфильтруйте результаты по судам своего региона. Вы получите список решений, в которых суд ссылается на отчёт об оценке от этой организации. Пробежите словами тексты нескольких решений и посмотрите, не возникло ли у судьи никаких вопросов к их отчёту. Также можно поискать отзывы о разных экспертных организациях на форумах потребителей и юридических сайтах (например, forum.ozpp.ru, forum.yurclub.ru и др.)

Лучше всего, если работник экспертизы может бесплатно провести предварительную оценку. Часто одного взгляда на вещь хватает, чтобы понять, что с ней случилось и по какой причине. Например, у меня как-то вышла из строя электронная книга PocketBook – по экрану пошли полосы и текст перестал отображаться, при том что внешне никаких повреждений на экране не было. Эксперт взглянул на экран и сказал, что это механическая поломка экрана – просто сверху есть прозрачный эластичный слой, который не повреждён, но находящийся под ним экран сломался. Так что недостаток связан именно с механическим воздействием. И тут мне уже не нужно было заказывать экспертизу и тратить на неё деньги – и так понятно, что спор с продавцом будет бесперспективным. Но, конечно, не всегда это возможно, и иногда приходится рисковать и отдавать деньги, заранее не зная результата экспертизы.

Что такое технически сложные товары

Перечень технически сложных товаров утверждён постановлением правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924, посмотреть его можно здесь – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121597;fld=134;dst=100008;rnd=0.490340540651232. Из наиболее популярных товаров в него входят автомобили, мотоциклы, лодки, устройства связи, компьютеры, ноутбуки, мониторы и большинство бытовых электроприборов.

Относится товар к технически сложным или нет, важно в одном случае: при наличии в нём простых (не существенных) недостатков вы можете требовать замены или возврата денег только в течение 15 дней (ч. 1 ст. 18 ЗоЗПП). После истечения этого срока вы можете предъявить другие требования – соразмерно уменьшить цену купленного товара, безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление.

Таким образом, если купленный вами товар входит в эту категорию, вы обнаружили в нём несущественный недостаток и хотите поменять товар или вернуть за него деньги, то не затягивайте дело и в течение 15 дней обращайтесь к продавцу.

Что такое существенные недостатки товара

Определение существенного недостатка товара дано в преамбуле закона РФ «О правах потребителей» и в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Закон говорит, что существенный недостаток – это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки» (преамбула ЗоЗПП). Подробное разъяснение этих терминов можете почитать в постановлении пленума, мы же отметим самые важные: «неустранимый недостаток» – это недостаток, который приводит к тому, что товар нельзя использовать по предназначению, и при этом не может быть устранён. А «несоразмерные расходы» – это расходы, которые приближаются или превышают стоимость самого товара, или выгоду, которая могла бы быть вами получена от его использования.

Например, у купленного вами ноутбука не работает экран. Если его в принципе починить невозможно, то вы не можете использовать товар по назначению – и это будет «неустранимый недостаток». А если починить можно, но стоимость ремонта сопоставима со стоимостью самого ноутбука – это уже будут «несоразмерные расходы». В обоих случаях недостаток считается существенным, и вы можете требовать от продавца замены товара и возврата денег даже после истечения 15 дней с момента покупки. Все остальные варианты требований тоже остаются в силе.

Другая ситуация – у ноутбука перестаёт работать вентилятор, вы относите его продавцу, тот исправляет недостаток, но потом вентилятор снова ломается. Это недостаток, который «выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения», то есть опять-таки существенный недостаток. Здесь тоже можно требовать от продавца замены товара и возврата денег даже после истечения 15 дней с момента покупки.

А если у ноутбука не работает какая-то клавиша, то его можно починить и стоить это будет не так дорого. То есть это несущественный недостаток, и вы можете требовать от продавца замены товара и возврата денег только до истечения 15 дней с момента покупки. Но при этом вы также вправе требовать соразмерного уменьшения цены купленного товара (скажем, продавец согласится вернуть вам 10% от стоимости ноутбука) или безвозмездного устранения недостатков товара – как до истечения 15 дней, так и после.

Также это правило важно, когда на товар истекли и гарантийный срок, и два года, но не истёк срок службы (если он установлен) или десять лет (если срок службы не установлен). Если в это время у вас перестал работать экран ноутбука (существенный недостаток), тогда вы можете потребовать безвозмездного устранения недостатка. Разумеется, сработает это только в том случае, если экспертиза докажет, что экран погас по причинам, возникшим до передачи вам товара, а не из-за того, что вы его уронили или окунули в воде. А если в это время перестала работать какая-то клавиша (несущественный недостаток), тогда закон вам уже ничем не поможет.

Сроки удовлетворения требований потребителя

У продавца есть разные сроки для удовлетворения ваших требований, в зависимости от того, какое именно требование вы предъявите.

Так, срок безвозмездного устранения недостатков товара (вариант «г», первая часть) устанавливается соглашением сторон, но не может быть больше 45 дней (ч. 1 ст. 20 ЗоЗПП). Если вы не составили такого соглашения, то недостатки, как сказано в законе, устраняются «незамедлительно», то есть в «минимальный срок, объективно необходимый для их устранения». Если это товар длительного пользования, тогда продавец должен на время устранения недостатков в трёхдневный срок предоставить вам товар с теми же свойствами (ч. 2 ст. 20 ЗоЗПП). Есть, правда, перечень товаров, на которые это требование не распространяется – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134461/?frame=4#p549. В частности, в этот перечень входят автомобили, мотоциклы, мебель, гражданское оружие и некоторые виды бытовой техники.

Заменить товар ненадлежащего качества (варианты «а» и «б») вам должны в течение семи дней (ч. 1 ст. 21 ЗоЗПП). А если нужна дополнительная проверка качества (т.е. экспертиза) – в течение двадцати дней. Если у продавца в этот момент нет товара на замену, то всего ему даётся месяц. Если для замены товара нужно больше семи дней, то по вашему требованию продавец должен предоставить вам во временное пользование товар с теми же свойствами. Правда, и тут тоже действует перечень товаров, упомянутый в предыдущем абзаце.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара (вариант «в»), возмещении расходов на исправление недостатков (вариант «г», вторая часть) или возврате уплаченной за товар денежной суммы (вариант «д» - это, как я уже сказал, наиболее востребованное среди потребителей требование) продавец должен удовлетворить в течение десяти дней (ст. 22 ЗоЗПП).

Если указанные выше сроки пропущены или продавец и вовсе не выполнил требования, тогда он должен будет заплатить неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара (ч. 1 ст. 23 ЗоЗПП). Но это уже, как правило, решает суд по вашему делу.

Чек и свидетельские показания

В качестве доказательства покупки по общему правилу предъявляется чек. Однако отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (ч. 5 ст. 18 ЗоЗПП). Многим это предложение не до конца понятно. Чтобы разобраться, нужно истолковать его в связи с положениями Гражданского кодекса РФ. Дело в том, что, согласно ГК РФ, «сделки юридических лиц между собой и с гражданами» и «сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей» нужно совершать в письменной форме (ч. 1 ст. 161 ГК РФ). Поскольку в большинстве случаев сделка по купле-продаже товара заключается между юридическим лицом (продавцом) и гражданином (потребителем), то здесь должна быть соблюдена письменная форма. И выдача вам чека считается соблюдением этой формы.

Для тех же, кто не прислушался к рекомендациям закона, в ГК РФ есть наказание: «Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства» (ч. 1 ст. 162 ГК РФ). То есть, скажем, если вы договорились с кем-то о чём-то (продали товар, сдали что-то в аренду, дали денег взаймы и т. д.), но письменно всё не оформили, то свидетельские показания вам не помогут – пусть хоть двадцать человек видели и слышали, как вы об этом договорились. И если ваш партнёр вас кинет, в суде вы с помощью свидетелей ничего не докажете.

А вот для потребителей сделано дополнительное исключение – в случае спора с продавцом вы можете ссылаться на свидетельские показания.

Однако, хотя закон и даёт вам поблажку, не теряйте чеки и другие документы, касающиеся покупки! С ними доказать факт покупки будет легко и просто, а вот без них – уже не очень. Тем более, что граждане всё же обычно ходят в магазин без свидетелей и совершают покупки в одиночку. И если даже у вас будут свидетели, то им нужно будет прийти в суд и подтвердить свои показания - а многие не имеют на это времени и желания.

Продолжение следует

Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry