?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Управляемая демократия и конституционная реформа (часть 2) - Записки русского путешественника

Mar. 27th, 2014 03:05 am Управляемая демократия и конституционная реформа (часть 2)


Часть 1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4 - Часть 5 - Часть 6 - Часть 7

НАРОДОВЛАСТИЕ: ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМЫ

В демократическом государстве единственным источником власти является народ. Это значит, что граждане в идеале должны сами решать все вопросы по поводу того, как формируются органы власти, какие люди в них работают и какие решения они принимают. В эпоху до изобретения интернета постоянно спрашивать мнение людей было крайне сложно и неудобно: это сопряжено с большими расходами на проведение выборов и референдумов. Поэтому образовался следующий порядок: граждане обычно избирают руководителей основных органов власти на определённый срок, а уже те решают большую часть вопросов и формируют другие органы власти. Однако здесь важно соблюсти баланс между эффективностью (решения принимаются и исполняются быстро, а не требуют постоянного общенародного голосования) и ограничением принципа народовластием (граждане избирают только нескольких должностных лиц, а уже они решают все вопросы в государстве, искажая волю избирателей, которые уже не могут ни на что повлиять).

Ч. 1 ст. 3 Конституции провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», а ч. 3 ст. 3 Конституции указывает, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Многие исследователи отмечают, что существенный недостаток российской Конституции – отсутствие отдельной главы о выборах и избирательной системе. «В итоге даже важнейшие конституционные принципы (всеобщность, равенство, прямое, тайное голосование, добровольность, свобода участия в них граждан и т.д.) стали объектом текущего регулирования, – пишет заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юрфака МГУ Сурен Авакьян. – Кстати, и оно нестабильно. Достаточно сказать, что в базовый акт – Федеральный закон 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – за истекшие годы изменения и дополнения вносились 53 законами, причем зачастую в одном акте были десятки новшеств»*. По мнению профессора кафедры государственного и административного права Самарского госуниверситета Натальи Бобровой, отсутствие в российской Конституции главы «Выборы» или «Избирательная система России» превращает избирательное законодательство «в каучуковый инструмент политических игр»*.

В этом разделе я попытаюсь понять, как реализуется принцип народовластия в нескольких аспектах. Во-первых, что происходит с самим принципом выборности: то есть на каких должностях находятся избранные народом люди, а на каких – назначенцы, и каковы тенденции в этой сфере. Во-вторых, что происходит с правом граждан быть избранными: все ли имеют равный доступ к выборным должностям или это право ограничивается. Наконец, в-третьих, насколько точно и честно производится подсчёт голосов.

Чтобы наиболее полно и всесторонне рассмотреть эту тему, я разбил раздел на несколько подразделов: «Центризбирком», где расскажу о структурах, проводящих выборы, «Допуск кандидатов на выборы», где рассмотрю право на доступ к выборным должностям, затем поговорю о разных органах власти и способах их формирования – «Выборы президента», «Сменяемость президента», «Формирование Совета Федерации», «Формирование Государственной Думы», «Выборы в регионах», «Выборы на местном уровне», в подразделе «Референдумы» рассмотрю, как реализуется право граждан на референдум, в подразделе «Нарушения при подсчёте голосов» скажу пару слов о процедуре подсчёта голосов избирателей на выборах, а затем подведу промежуточные итоги о соблюдении принципов народовластия в нашей стране.

Центризбирком

В Конституции нет упоминания о Центральной избирательной комиссии (Центризбирком, ЦИК), однако именно этот орган организует проведение выборов в федеральные органы государственной власти. Регулирует его деятельность федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Центризбирком – коллегиальный орган, который формируется на пятилетний срок полномочий. Он является вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям, участвующим в организации выборов, руководит их деятельностью, регистрирует кандидатов (списки кандидатов), определяет результаты выборов и распределяет бюджетные средства. Он состоит из 15 человек, которые избирают из своих рядов председателя и его заместителей (ч. 7 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Считается, что ЦИК, хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти и независим от других госорганов. Однако процедура его формирования заставляет в этом усомниться. Из пятнадцати членов ЦИК пять назначаются президентом РФ, пять – Советом Федерации, пять – Государственной Думой (ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). А теперь вспомним, что половина Совета Федерации до 2012 г. состояла из людей, которых опосредованно назначал на свои посты сам президент (т. е. президент назначал губернатора, а губернатор назначал члена Совета Федерации от органа исполнительной власти региона) и которые фактически от него зависели. В этих условиях Совет Федерации вряд ли будет назначать в Центризбирком людей, чья позиция будет идти вразрез с президентской. Таким образом, президентские назначенцы уже изначально могут иметь большинство в Центризбиркоме. А если вспомнить, что и Государственная Дума в настоящий момент сформирована из партий, разрешённых Минюстом, то фактически президент и правящая партия могут полностью исключить попадание в Центризбирком людей с независимой позицией.

Нижестоящие избирательные комиссии субъекта РФ формируются следующим образом: половина членов назначается законодательным органом региона, половина – руководителем исполнительного органа государственной власти региона (губернатора) (ч. 6 ст. 23 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Опять же вспомним, что губернаторы в России до недавнего времени назначались президентом, а законодательные органы регионов состоят в основном из членов партий, разрешённых Минюстом.

Избирательные комиссии на более нижнем уровне формируются либо похожим образом, либо напрямую подчинены вышестоящим. В итоге получается вертикаль, встроенная в исполнительную власть, на нижнем уровне которой (в участковых избирательных комиссиях) работают люди, так или иначе зависимые от администрации (учителя, врачи и т. д.).

«Избирательные комиссии, по сути включенные в систему исполнительной вертикали – по модели своего рода министерства по делам выборов, обеспечивают непрозрачный характер учета результатов голосования, – пишет Виктор Шейнис. – Где могут – ограничивают общественный контроль, нарушают права наблюдателей, если они претендуют на недекоративную роль (в этой системе независимые наблюдатели – чуждый и враждебный элемент), подправляют протоколы об итогах голосования после ухода наблюдателей, идут на прямые фальсификации, вбрасывая дополнительные бюллетени и подделывая подписи неявившихся избирателей. Такие нарушения от выборов к выборам распространяются все шире. Когда дело доходит до обращения в суд, суды, как правило, не усматривают в подобных действиях криминала и отклоняют поступившие иски на том основании, что нарушения не доказаны, а обнаруженные нарушения "не могли повлиять на общий итог волеизъявления избирателей". По данным КПРФ, по искам, поданным в связи с различными нарушениями на думских выборах 2003 г., было проведено около 200 судебных процессов. Фемида на них повела себя предельно милосердно: максимальное осуждение - два года условно, но чаще виновники отделывались незначительными штрафами»*.

Таким образом, как мы видим, выборы в России проводит структура, состоящая из назначенцев президента и правящей партии и не заинтересованная в объективности и честности выборов.

Проблема состоит всё в той же действующей Конституции РФ. Она не содержит раздела о выборах и референдумах, так что законодатели могут прописывать удобные для себя правила игры, которые способствуют искажению воли избирателя и нарушают в конечном итоге принципы народовластия.

Полагаю, более верным было бы прописать в Конституции РФ статус, полномочия и порядок формирования Центризбиркома и нижестоящих избирательных комиссий, предусмотреть участие в их деятельности представителей политических партий, общественных организаций и граждан и обеспечить таким образом формирование более объективной и независимой от власти структуры.

Допуск кандидатов на выборы

Ч. 1 ст. 32 Конституции провозглашает, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», а ч. 2 ст. 32 – что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Единственное ограничение избирательных прав граждан указано в ч. 3 ст. 32 Конституции – «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Итак, согласно Конституции, избирать и быть избранными не могут только две категории граждан – признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Посмотрим, как это соотносится с действующим законодательством.

Части 3, 3.1 и 4 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечисляют, кто в России лишён права быть избранным. Помимо тех категорий, которые указаны в Конституции («признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»), закон вводит ещё несколько категорий:

- гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, – до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

- осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

- подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 [пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций] и 20.29 [производство и распространение экстремистских материалов] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования [все эти нарушение касаются экстремизма – то есть предвыборные программы, выступления, агитационные материалы кандидатов не должны содержать призывы к совершению экстремистской деятельности или оправдывать экстремизм].

Все эти нормы перекочевали затем в федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и некоторые другие нормативные правовые акты.

Таким образом, российские законодатели ограничили в политических правах множество граждан, которые отныне лишаются права занимать выборные должности.

Всем этим запретам, конечно, можно найти логическое обоснование: например, человек, имеющий гражданство другого государства, может быть не настолько патриотичным, чтобы думать о благе России, а человек, осуждённый за совершение тяжкого преступления, может иметь склонность к нарушению закона.

Однако эти объяснения не имеют значения в силу нескольких обстоятельств.

Во-первых, Конституция явно и недвусмысленно указала на два единственных обстоятельства, которые препятствуют возможности человека быть избранным (недееспособность и нахождение в местах лишения свободы), так что выход за эти рамки является ничем иным, как нарушением Основного закона. Если Конституция допускает расширительное толкование подобной нормы, значит она вообще не имеет никакого смысла. Иначе законодатели могли бы объявить, что избирательными правами могут обладать только граждане определённой национальности или только граждане мужского пола или только члены партии «Единая Россия». И всё это, если исходить из расширительного толкования Конституции, считалось бы законным – ведь прямого запрета на подобные действия она не содержит.

Во-вторых, неразвитость правоохранительной и судебной системы, о которой известно всем, в том числе руководству страны, позволяет осуждать граждан, чья вина не доказана должным образом.

Наконец, в-третьих, принцип народовластия заключается именно в том, что граждане сами могут решить, кто лучше сможет представлять их интересы. Если они считают, что человек, когда-то осуждённый за тяжкое преступление или имеющий вид на жительство другого государства, будет лучше представлять их интересы, то нет никаких оснований отказывать ему в праве быть избранным. Например, в Екатеринбурге в сентябре 2013 г. был избран мэром председатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, некогда судимый за кражу, мошенничество и незаконное ношение холодного оружия. Жители города посчитали, что Ройзман с той поры исправился и ныне является более честным и достойным человеком, чем другие кандидаты. Не очень понятно, почему мы должны отказывать жителям Екатеринбурга в праве избрать его мэром.

Таким образом, в России нарушен один из базовых принципов народовластия – законодатели произвольным образом лишают граждан избирательных прав и не дают им возможность участвовать в управлении делами государства, несмотря на провозглашённые Основным законом принципы.

Конституция, хоть и объявляет равное для всех право избирать и быть избранным, не предусмотрела механизма защиты этой нормы. Хотя достаточно было в ч. 3 ст. 32 Конституции после предложения «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» добавить «никто, кроме указанных категорий граждан, не может быть ограничен в своём праве избирать и быть избранным».

Выборы президента

Президент, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства. Он имеет очень широкие полномочия, поэтому выборам президента традиционно уделяют особое внимание. Посмотрим, как соотносится Конституция РФ и действующее законодательство.

Итак, российская Конституция, как уже было сказано, указывает два обстоятельства, которые мешают человеку избирать и быть избранными (в том числе на пост президента) – недееспособность и нахождение в местах лишения свободы. Кроме того, Конституция РФ указывает ещё на несколько ограничений для кандидатов в президенты. Ч. 2 ст. 81 Конституции гласит, что «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет», а ч. 3 ст. 81 устанавливает, что «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Для начала отметим некоторую неоднозначность нормы о «постоянном проживании в Российской Федерации». В Конституции ничего не сказано о том, что называть «постоянным проживанием в РФ». Соответствующие нормы не очень чётко расписаны в ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где определено такое понятие как «место жительства». Под местом жительства подразумевается «жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства». Если он снимается с регистрационного учёта, то перестаёт быть постоянно проживающим, и уже, видимо, перестаёт иметь права на регистрацию в качестве кандидата в президенты РФ.

Норма о «постоянном проживании» мало того, что расплывчата, так ещё и выдвигает дополнительные ограничения для желающих занять пост президента. Получается, что человек, который является гражданином РФ, но в силу жизненных обстоятельств не смог жить на территории страны или просто не имел постоянного места проживания, лишается права на участие в политической деятельности. Опять же повторим простой принцип народовластия – граждане сами вполне могут решить, кто лучше сможет представлять их интересы. Если граждане в ходе избирательной кампании сочтут, что такой человек достоин занимать пост президента, то он, на мой взгляд, должен занять этот пост.

То же самое касается, кстати, и возраста, и ограничений по срокам. Все разногласия вокруг ограничений по срокам и слова «подряд», о которых я ещё расскажу дальше, возникли лишь из-за того, что президент в России избирается с нарушением принципов народовластия, и в этой норме многие видят спасение от диктатуры. Впрочем, данная норма существует даже в демократических странах и в целом себя оправдывает: она не допускает стагнации политической жизни и стимулирует появление новых ярких лидеров.

Но, тем не менее, примем пока текст Конституции в нынешнем виде. Итак, согласно нему, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны, нужно соблюсти следующие условия:

а) быть гражданином РФ

б) быть не моложе 35 лет

в) постоянно проживать в РФ не менее 10 лет

г) не быть на момент избрания человеком, который занимает пост президента второй раз подряд

д) не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда

е) не быть признанным судом недееспособными

Других требований к кандидату в президенты Конституция РФ не предъявляет.

Если исходить исключительно из указанных требований Конституции, то гражданин РФ, чтобы стать кандидатом в президенты, должен лично прийти в Центризбирком и показать общегражданский паспорт. Этого достаточно, чтобы установить следующие факты: человек является гражданином РФ, он не моложе 35 лет, постоянно проживает в РФ не менее 10 лет (сведения о регистрации по месту жительства содержатся на пятой и последующих страницах паспорта). Если гражданин пришёл в ЦИК сам, то очевидно, что он не находится в местах лишения свободы. А факт признания гражданина недееспособным ЦИК может проверить самостоятельно. Так, например, согласно ч. 8 ст. 16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», суд, который принял решение о признании человека недееспособным, «сообщает о принятом решении главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения». А те уже могут передать информацию в ЦИК. Или другой способ – согласно ч. 4 ст. 28 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган по государственной регистрации». Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны содержаться подобные сведения – ЦИК может сделать запрос в этот реестр. В общем, повторюсь, паспорта будет достаточно, чтобы показать соблюдение кандидатом всех необходимых условий.

Однако тот же закон «О выборах президента РФ» вводит ряд новых требований к кандидату, которые не предусмотрены Конституцией.

Во-первых, в ч. 5.2 ст. 3 ФЗ «О выборах президента РФ» продублированы те нормы ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о которых я говорил в предыдущем подразделе: они запрещают выдвигать кандидатуру на пост президента разным категориям граждан (осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, осуждённым за экстремизм, подвергнутым административному наказанию за некоторые категории правонарушений и т. д.).

Во-вторых, ч. 1 ст. 6 ФЗ «О выборах президента РФ» выдвигает ещё одно требование: «Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей». Ст. 34 и 36 ФЗ «О выборах президента РФ» конкретизирует и дополняет эти требования. Кандидат должен создать группу избирателей не менее 500 человек, причём нужно предоставить в ЦИК ряд документов (например, паспортные данные всех членов этой группы и т. д.), порядок подачи которых строго регламентирован. После этого кандидат-самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей (при этом на один регион должно приходиться не более 7500 подписей). Политическая партия, не представленная в Госдуме РФ, обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один регион должно приходиться не более 2500 подписей. Если же кандидат выдвинут политической партией, представленной в Государственной Думе, то он может обойтись без сбора подписей

Надо отметить, что указанные выше цифры были введены в закон только в мае 2012 г. До этого кандидат в президенты (самовыдвиженец или выдвиженец от партии, не представленной в Государственной Думе) должен был набрать 2 млн подписей избирателей в свою поддержку. Теперь, как мы видим, требование к кандидатам были смягчены, но их обоснованность по-прежнему остаётся под вопросом.

Помимо самих подписей, кандидат должен принести в ЦИК множество документов, форма и порядок которых строго регламентированы. Например, нужно предоставить «документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов», «протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации» и т. п. (ч. 1 ст. 37 ФЗ «О выборах президента РФ»).

Таким образом, нынешний порядок выдвижения кандидатов в президенты можно назвать глубоко антидемократичным. Партии, разрешённые Минюстом и попавшие благодаря этому в Государственную Думу, имеют право выдвигать своих кандидатов без сбора подписей, а все прочие партии и самовыдвиженцы должны провести процедуру сбора подписей, которая сама по себе является почти настолько же сложной и дорогостоящей, как избирательная кампания. Сам кандидат, конечно, не имеет возможности собрать все подписи в свою поддержку, поэтому вынужден привлекать наёмных работников или волонтёров, качество работы которых проконтролировать просто невозможно. Кроме того, пристрастные проверяющие из ЦИКа имеют возможность признать подписные листы недействительными, благо к ним выдвигается очень много требований, а малейшая небрежность в оформлении может быть истолкована как ошибка. Достаточно сказать, что ч. 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» список причин, по которым подписи могут быть признаны недействительными, начинается с буквы «а» и заканчивается буквой «о».

«Опыт показывает, что для организаторов выборов не составляет труда забраковать по различным основаниям, нередко достаточно произвольным, не только 5%, но и 25% подписей, – пишет Виктор Шейнис. – Существует и иная практика: выполняя заказ, избирательные комиссии снисходительно рассматривают документацию, которую представляют партии-клоны, созданные при поддержке властей для отвлечения голосов от реальных оппонентов. Фиктивность проверки в таких случаях легко обнаруживается, когда на выборах партии (или кандидаты) получают меньше голосов, чем якобы было собрано подписей в их поддержку»*.

Отметим, что на выборах президента РФ в 2012 г. о намерении выдвинуть свою кандидатуру заявили ряд известных людей, представляющих разные идеологии и имеющих разные группы поддержки: политик и военный Леонид Ивашов, писатель Эдуард Лимонов (Савенко), общественный деятель и публицист националистического толка Борис Миронов, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский.

А теперь посмотрим, на каком основании им было отказано в праве участвовать в выборах. Ивашов слишком поздно предоставил в ЦИК оповещение о собрании инициативной группы*. Лимонову не приложил к ходатайству о регистрации группы избирателей «протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, удостоверенный нотариально»*. Миронов не попал в список кандидатов, поскольку городской суд Петропавловска-Камчатского двумя годами ранее признал экстремистской его статью «Приговор убивающим Россию» *. Явлинскому, чья партия «Яблоко» незадолго до этого набрала более 2 млн голосов на выборах в Государственную Думу, отказали, поскольку в его подписных листах проверка выявила 25,66% брака*. Кроме того, возможно, ряд политиков просто поняли, что не смогут пройти эту сложную бюрократическую процедуру, и решили даже не заявлять о своём намерении вступать в борьбу за президентский пост.

В результате закон предлагает кандидатам в президенты заниматься кропотливым и дорогостоящим трудом по сбору и проверке документов и подписей, вместо того, чтобы заниматься собственно политической деятельностью – встречаться с избирателями, агитировать за свою программу, завоёвывать поддержку граждан и т. д.

Естественно, стоит как-то ограничить список кандидатов теми, кто действительно может рассчитывать на сколько-нибудь массовую поддержку. Иначе избирательный бюллетень будет состоять из сотен тысяч кандидатов, круг поклонников которых ограничивается членами их семей. Правда, все эти проблемы не будут иметь значения при голосовании по интернету, о котором я подробно расскажу в последнем разделе «Предложения по конституционной реформе» – там на выборах могут регистрироваться хоть миллион кандидатов. Но даже если мы возьмём нынешний порядок с его ограничением величины бумажного бюллетеня, то можно придумать другие, более разумные варианты ограничить круг кандидатов.

Например, мне представляется здравым два варианта. Первый – это крупный денежный залог, которые кандидат вносит как доказательство серьёзности своих намерений и который ему возвращают в случае, если он наберёт больше 1% голосов. Для сколько-нибудь популярного кандидата не составит труда набрать требуемую сумму, которую к тому же он может вернуть жертвователям обратно, если выступит на выборах более или менее удачно. Да и, в конце концов, можно просто взять кредит в банке на эти цели.

Второй – это создание группы поддержки в размере тех же пятисот или тысячи человек. Однако наличие этой группы должно быть исчерпывающим основанием для регистрации кандидата в президенты, а для удостоверения факта её наличия не нужно никаких формальных требований – просто граждане РФ, которые поддерживают определённого кандидата, должны прийти с паспортом в территориальную избирательную комиссию и заявить об этом. Им выдадут соответствующую справку, которую граждане смогут выслать своему кандидату. А тот уже предоставляет в ЦИК собранные справки. Таким образом, в число кандидатов будут входить те, кто имеет хотя бы минимальную поддержку в лице пятисот сторонников, способных дойти до ближайшей избирательной комиссии и заявить об этом.

Итак, как мы видим, текущее законодательство позволяет по формальным признакам не пускать на выборы президента кандидатов, которые несомненно пользуются поддержкой некоторой части общества. Проблема Конституции в том, что она, прописав требования к кандидату на пост президента, не указала, что список данных требований является исчерпывающим, а законодатели не могут устанавливать никакие иные ограничения.

В итоге выборы президента России в 2012 г. на самом деле мало чем отличались от безальтернативных референдумов о доверии главе государства, происходящих в разных странах Африки и Азии. Если законы мешают сколько-нибудь популярному политику выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента, на мой взгляд, избранный на таких выборах президент становится нелегитимным.

Сменяемость президента

Ограничение количества сроков, в течение которых одно лицо может занимать пост президента, – один из метод предотвращения возможности узурпации власти, когда президент страны фактически становится пожизненным. Например, в США 22-я поправка к конституции, принятая в 1951 г. устанавливает предел двух сроков для президента. В России тоже есть подобная норма, однако она стала предметом споров.

Итак, ч. 3 ст. 81 Конституции РФ сообщает следующее: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». На этот счёт есть два разных толкования, которые можно условно назвать «официальным» и «неофициальным»*.

Согласно официальному толкованию, период времени, в течение которого одно лицо занимает высшую государственную должность в стране, не ограничен, а максимального количества сроков нет. Условие только одно: каждые два очередных президентских срока должны следовать один за другим непрерывно не более двух раз подряд. После перерыва новые президентские сроки для президента начинают отсчитываться заново. Именно это толкование вошло в ФЗ «О выборах президента РФ», где ч. 5 ст. 3 указывает следующее: «Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд».

Согласно «неофициальному» толкованию, период времени, в течение которого одно лицо занимает высшую государственную должность в стране, ограничен президентским сроком, а максимальное количество сроков – только два. Условие для использования второго срока – он должен следовать непосредственно за первым. То есть человек может занимать пост президента либо один раз, либо два раза подряд – и всё. Впрочем, неофициальным это толкование стало недавно, а когда-то сам Конституционный суд РФ в своём определение от 5 ноября 1998 г. N 134-О сообщил следующее: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает».

Итак, повторим, Конституционный суд РФ в 1998 г. определил, что два срока подряд – это предел, превышение которого не допустимо. Таким образом, участие Владимира Путина в прошедших выборах президента РФ в 2012 г. и его последующее избрание можно признать неконституционным и незаконным.

Однако Центризбирком включил Владимира Путина в число кандидатов с молчаливого согласия судебных органов, и он в марте 2012 г. в третий раз занял пост президента.

Вдобавок к этому в 2008 г. были приняты поправки в Конституцию об увеличении сроков полномочий президента. Если раньше ч. 1 ст. 81 предусматривала, что президент избирается на четыре года, то теперь этот срок составляет шесть лет. В результате срок полномочий российского президента стал одним из самых продолжительных в мире.

«Вряд ли кто поспорит с тем, что увеличение срока полномочий главы государства в полтора раза есть не что иное, как усиление важнейшего элемента в механизме власти, а раз это так, то это серьёзное вторжение в систему власти с позиций ослабления возможностей её обновления»*, – отмечает профессор Наталья Боброва.

Сегодня в России есть все предпосылки, чтобы президент стал пожизненным. Если учесть, с какой лёгкостью законодатели поменяли ч. 1 ст. 81 Конституции, то им будет несложно убрать из Конституции всю ч. 3 ст. 81 целиком и снять для Владимира Путина какие бы то ни было ограничения по срокам исполнения полномочий президента. В этом случае ему даже не придётся искать «промежуточного» президента после своего четвёртого срока, как это происходило после второго (напомним, в 2008-2012 гг. роль президента временно исполнял Дмитрий Медведев), и сразу идти на пятый и последующие сроки.

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4 - Часть 5 - Часть 6 - Часть 7

3 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:catflat
Date:March 28th, 2014 06:24 am (UTC)
(Link)
Тема, ты такой молодец, я постепенно читаю все, что ты выложил и аргументация методично, последовательно и стройно укладывается в моей голове в штабеля))) Спасибо!
From:hitch_hiker
Date:March 28th, 2014 07:26 am (UTC)
(Link)
Пожалуйста. Рад, что уже хотя бы несколько человек осилили этот скорбный труд:)