?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Сахалин: субъективный практический обзор (Часть 1) - Записки русского путешественника

Aug. 21st, 2009 12:39 pm Сахалин: субъективный практический обзор (Часть 1)






Техническая информация

На Сахалине я пробыл с 26 июля по 9 августа 2009 года. За это время посетил Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков, добрался через Невельск до самой южной точки острова – мыса Крильон, прошел участок заброшенной железной дороги Холмск – Южно-Сахалинск, посетил Александровск-Сахалинский и доехал до Горячих Ключей, расположенных к северу от поселка Ноглики (маршрут обозначен на карте справа от этого текста). Передвигался, в основном, автостопом и пешком, один раз проехал на электричке.

Плюсы и минусы

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Таких выдающихся природных памятников, как Камчатка, Сахалин не содержит, однако даже имеющихся в наличии хватит на несколько недель, а то и месяцев пешеходных походов. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, – вполне себе достопримечательность. Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложнопроходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста) и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) – источник смертельной опасности и одновременно хороший способ пропитания.

Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги, проходящие по красивым местам (в том числе заброшенные железные дороги, об одной из которых я расскажу отдельно), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны – большая часть построек относится к советскому времени и, за редким исключением, смотреть на них не очень интересно.

Особое положение на Сахалине занимает японское наследие. Японцы владели южной половиной острова сорок лет – с 1905 г. по 1945 г. – и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин – подержанные японские иномарки.

Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов – высокие цены. Ночлег, еда, транспорт – почти все здесь в полтора-два раза дороже¸ чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.

Информация

В путешествии я пользовался двумя источниками информации.

Статья о Сахалине в «Вольной энциклопедии»
Путеводитель по Дальнему Востоку серии «Вокруг света» с главой о Сахалине

И того, и другого оказалось явно недостаточно, но никаких других толковых путеводителей найти не удалось, в том числе в книжных магазинах Южно-Сахалинска. Есть только всякие туристические буклеты, роскошные издания с красивыми фотографиями и прочая макулатура, ненужная в путешествии. Книжек с описанием туристических маршрутов найти не удалось.

Зато в тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический атлас с двухкилометровым масштабом, выпущенный в 1994 г. Имейте в виду что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты на ней смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.

Еще пробовал читать книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин», но не осилил. После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, Антон Палыч чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно и даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича "Сахалин (Каторга)" – пока не читал, ничего сказать не могу.

Попадание

Основных способов два: воздушный и водный.

Что касается воздушного, то на Сахалине есть три пассажирских аэропорта – в Южно-Сахалинске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии. Иногда бывают распродажи и спецакции – так, например, недавно можно было улететь "Аэрофлотом" из Москвы в Южно-Сахалинск за 6 тыс. руб. в один конец. Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из "Шереметьево" - "Аэрофлот", из "Домодедово" - "Трансаэро". Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока - "Сахалинские авиатрассы".

Имейте в виду, что из поселка Зональное нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из него можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании "Амурские авиалинии", чьего сайта я почему-то так и не нашел.

Недавно открытый аэропорт в Ногликах, как я выяснил, принимает только чартерные рейсы с рабочими и специалистами, едущими на нефтяные проекты.

Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом – дорогие, зимой – дешевые).

Дешевле всего уплыть на Сахалин с 1 февраля до 15 июня. В это время самый дешевый базовый тариф – 652 руб. (плюс стоимость бронирования, плюс автобус до пристани и еще несколько пунктов, которые удорожают стоимость еще на 200 рублей). Дороже всего плавать с 16 июня по 31 августа. В это время величина базового тарифа от 825 руб. (сидячее место) до 2580 руб. (каюта-люкс). Так, например, я взял самый дешевый билет за 1065 руб. За эти деньги вам достается так называемое палубное сидячее место. Точного места в билете не написано, каждый занимает такие места, какие ему вздумается, и ночевать многим пассажирам приходится либо сидя в кресле, либо лежа на вещах в помещениях на нижней палубе.

Что касается переправки автомобиля на своем пароме, учтите, что это удовольствие стоит 8-10 тыс. рублей. Правда, автомобилистам при этом дают за недорогую цену место в каюте. Например, я ехал из Южно-Сахалинска до Хабаровска с одним знакомым, и должен был добавить всего 1360 руб. за койку в двухместной каюте (а ему, соответственно пришлось заплатить за свою койку и перевозку автомобиля еще около 10,5 тыс. рублей).

Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты: бронь стоит 120 руб., причем ее у вас, скорее всего, сдерут, даже если вы будете покупать билеты за три часа до отхода парома. Телефоны порта Ванино – (42137) 5 77 08, порта Холмска – (42433) 6 60 98, 9 64 27, 6 65 16. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома – тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит где-то тремя часами позже.

На пароме есть столовая (каждому пассажирам дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще – цены не слишком высокие) и душевые кабинки (двадцать минут в душе стоят 90 рублей).

Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин. Первый путь – из Хабаровска по автодороге через Лидогу – либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь – железнодорожный. Ванино – одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, и сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на метеоре с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50) за 630 руб., погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31) за 300 руб (место в общем вагоне).

Часть 1 Часть 2


Южно-Сахалинск






Южно-Сахалинск. Воскресенский собор









Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»



Южно-Сахалинск. Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина, ныне - краеведческий музей















Поселок Зима (окрестности Южно-Сахалинска)












Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков









Завод по производству сжиженного газа в Пригородном (окрестности Корсакова)






























Корсаков












Корсаков. День корейской культуры









Корсаков. Вознесенская церковь


















Трасса Южно-Сахалинск - Невельск









Невельск









Горнозаводск









Дорога на мыс Крильон












Стоянка рыболовной бригады









Сопка Коврижка



Село Кузнецово
























Ольга из Южно-Сахалинска, работница краеведческого музея



Игорь из Южно-Сахалинска, автор книг об истории Сахалина















Мыс Крильон издалека



Земляные валы и рвы древней крепости Сирануси















Медвежьи следы






Пароход "Луга", севший на мель в конце 40-х гг.










































Маяк на мысе Крильон



























Самая южная точка Сахалина и пролив Лаперуза



Ольга из Барнаула, работница метеостанции на мысе Крильон


































































Трасса Невельск - Холмск






Холмск. Железнодорожный вокзал






Электричка Холмск - Николайчук






Железная дорога Холмск - Южно-Сахалинск




























































Руины железнодорожной станции Камышево




























Часть 1 Часть 2

50 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
From:i_wanna_know_u
Date:August 21st, 2009 05:22 am (UTC)
(Link)
какая красота! такие захватывающие фотографии) очень понравился поселок Зима, такой чистенький и ухоженный :) а природа..просто ах!
(no subject) - (Anonymous) Expand
From:frau_dietrich
Date:August 21st, 2009 05:44 am (UTC)
(Link)
Спасибо Вам большое )
Сахалин прекрасен
From:toihara
Date:March 11th, 2010 10:23 am (UTC)
(Link)
Кстати, здание музея никогда не было резиденцией губернатора. Сразу строилось под музей.
Александровский музей японцы несколько раз подчистую разоряли, а этот себе шикарный построили в стиле "императорской короны". Единственно, он не отапливался. Поэтому работал только летом.
From:(Anonymous)
Date:August 21st, 2009 06:10 am (UTC)
(Link)
Гадюку не боялся так фотать?
From:ex_vladisla
Date:August 21st, 2009 06:11 am (UTC)
(Link)
Это мой коммент.
From:nahuagawa
Date:August 21st, 2009 06:26 am (UTC)
(Link)
как у них зимой с климатом? вижу, даже в разгар лета не шибко жарко
From:ledy_vi
Date:August 21st, 2009 07:26 am (UTC)
(Link)
лето по-разному, но обычно с середины августа до середины сентября на юг вполне можно купаться. а зима - мягкая и очень снежная.
From:zdravii_smisl
Date:August 21st, 2009 06:33 am (UTC)
(Link)
Лисичка классная :)

насчет книг о Сахалине: есть книга Валентина Пикуля - Каторга. Там рассказывается о временах Российско-японской войны и разделения Сахалина.
From:hitch_hiker
Date:August 23rd, 2009 03:46 am (UTC)
(Link)
спасибо, буду иметь в виду
From:unbearablebore
Date:August 21st, 2009 07:17 am (UTC)
(Link)
Очень здорово, отчет отличный :)
From:megaden_spb
Date:August 21st, 2009 07:17 am (UTC)
(Link)
Местами Исландию напоминает, особенно первое фото
From:chiton
Date:August 21st, 2009 07:17 am (UTC)
(Link)
Самарины! Рада видеть их в добром здравии :)
From:hitch_hiker
Date:August 23rd, 2009 03:52 am (UTC)
(Link)
они самые)
From:annet21
Date:August 21st, 2009 07:24 am (UTC)
(Link)
информативные фотки, спс
From:eternalkaif
Date:August 21st, 2009 07:37 am (UTC)
(Link)
Родные места. Спасибо большое за фотографии!
From:swan_blog
Date:August 21st, 2009 07:50 am (UTC)
(Link)
интересно!
Природа, конечно, замечательная. А населённые пункты разные: какие-то до сих пор в "совке", какие-то уже новые, симпатичные.
From:stasik_k
Date:August 21st, 2009 07:54 am (UTC)
(Link)
Спасибо за фотографии, в детстве жила на Сахалине, возле Поронайска)))
From:li_ena
Date:August 21st, 2009 08:10 am (UTC)
(Link)
Какая природа! такое буйство растительности, особенно в некоторых местах.
From:splendid_world
Date:August 21st, 2009 08:46 am (UTC)
(Link)
"А я еду, а я еду за мечтами, за туманом и за запахом тайги..."
...
Такие ассоциации приходят на ум - необычные для Сахалина. Например, улицы Клюквенная и Голубых елей - сразу песня: "Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную, и на Тенистой улице я постою в тени..."
Спасибо вам.